Краткий сравнительный анализ нарративов док. фильма "Предатели" и корпуса текстов одиннадцати интервью с действующими российскими медиаменеджерами, "трубадурами режима" и ретрансляторами кремлевских нарративов.
В тексте доминирует официальный кремлевский нарратив, который фокусируется на оправдании решений власти, особой роли Путина и его лидерских качествах. Либеральный нарратив проявляется на уровне критики авторитарных методов и важности рыночных реформ. Левый нарратив также заметен, но главным образом через отрицание капитализма и социальную несправедливость. Националистический и либертарианский акценты выражены слабо.
Анализ одиннадцати интервью продемонстрировал, что использование ключевых фраз и тем в значительной мере пересекается с господствующими нарративами, особенно в контексте перехода к рыночной экономике и необходимости государственного вмешательства.
Частотный анализ ключевых слов подтверждает эти выводы, акцентируя внимание на значимости тем, связанных с государством, экономикой и западным влиянием.
Анализ показывает, что доминирующим нарративом является официальный кремлёвский с 25% от общего количества упоминаний, что свидетельствует о попытке легитимизировать действия власти и акцентировать внимание на достижениях.
Националистический нарратив также занимает значительное место, что указывает на акцент на суверенитете и традиционных ценностях.
Либеральные и левые идеи присутствуют, но менее заметны, что может указывать на наличие некоей цензуры или подавления альтернативных мнений в тексте.
В общем, настроение текста относится к поддержке существующего режима и его политики, с элементами критики альтернативных подходов.
На диаграмме представлены данные о распространенности различных нарративов в двух источниках: документальном фильме и интервью.
1. Официальный кремлевский нарратив:
Это самый распространенный нарратив в документальном фильме. Его значение на диаграмме значительно превышает показатель, соответствующий интервью.
Возможно, данный нарратив более активно продвигался в рамках фильма с целью определенного воздействия или пропаганды.
2. Националистический нарратив:
В фильме националистический нарратив представлен, однако его значение меньше, по сравнению с другими нарративами.
В интервью этот нарратив не представлен вовсе, что может свидетельствовать о его меньшей роли или актуальности в обсуждениях интервьюируемых.
3. Левый (социалистический) нарратив:
Является важным элементом как в документальном фильме, так и в интервью, но в фильме он встречается чаще.
Это говорит о том, что фильм больше акцентирует внимание на этом нарративе, возможно, подчеркивая социальные конфликты или соответствующую идеологию.
4. Либеральный нарратив:
Показатели либерального нарратива практически равны в фильме и интервью.
Это говорит о сбалансированном присутствии данной идеологии в обоих источниках.
5. Либертарианский нарратив:
Этот нарратив более характерен для интервью, чем для фильма. Возможно, темы свободы личности и минимального вмешательства государства более глубоко обсуждались в интервью.
Фильм: активно выделяет официальные кремлевские, левые и либеральные нарративы, акцентируя внимание на пропаганде определенных позиций.
Интервью: характеризуются большей поляризацией и разнообразием, выделяя либертарианские и либеральные ценности. Националистические нарративы отсутствуют.
Фильм стремится создать более централизованное восприятие, в то время как интервью дают пространство для обсуждения более широкого спектра взглядов.
Критика приватизации и олигархии.
Акцент на восстановлении социальной справедливости.
Защита национальных интересов при враждебном отношении к Западу.
Ностальгия по советскому периоду.
Преобладание официального “кремлевского нарратива”
Когда авторы “Предателей” больше фокусируются на национальном суверенитете и популизме, - это явная симпатия к популистским партиям, таким как ЛДПР, но, тем не менее, значительная доля левых взглядов уверенно относит их к КПРФ.